cniisk.ru - Авиация Российской Федерации © 2022- |
Гражданская авиация
Историко-информационный сайт
 
» » Ла-5 и Ла-7 - Боевые самолёты ВВС Красной Армии
,

Ла-5 и Ла-7 - Боевые самолёты ВВС Красной Армии


Самолёт Ла-5 стал первым советским истребителем, превзошедшим по своим характеристикам немецкий Me Bf 109G. Ла-5 и его дальнейшее развитие Ла-7 стали самыми массовыми советскими истребителями периода Великой Отечественной войны - их было построено 9920 единиц. После войны серийное производство Ла-7 продолжилось, до 1946 года их построили ещё 5753 экземпляра.

Рождение

Семён Алексеевич Лавочкин вместе с коллегами-конструкторами В.П. Горбуновым и М.И.Гудковым в 1938 году сумел организовать собственное КБ при Наркомате авиапромышленности. У этого КБ было сразу три главных конструктора, поэтому первый разработанный ими истребитель получил аббревиатуру ЛаГГ. Самолёты ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3 имели мощное вооружение и не плохие пилотажные данные, но не были идеальными, в первую очередь из-за своего веса, но являлись настоящими «универсалами» для войны. Их можно было использовать как для воздушного боя, так и для проведения штурмовых операций по наземным войскам и объектам. Благодаря тому, что в конструкции широко применялась дельта-древесина, самолёт обладал уникальной живучестью - его очень сложно было поджечь.

ЛаГГ считается самолётом начального периода войны, но его серийное производство продолжалось на авиазаводе в Тбилиси до 1944 года, а всего было выпущено ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3 6528 машин. Поздние модификации ЛаГГ-3 по своим лётным характеристикам не уступали истребителям Яковлева и превосходили их по живучести и массе бортового залпа.

Но был один очень важный «минус» для тяжёлого самолёта - не хватало мощности установленного двигателя жидкостного охлаждения, кроме того такие же двигатели стояли на более лёгких, а значит более скоростных и манёвренных Яках. Поэтому впоследствии было принято решение передать все такие двигатели для Яков - ЛаГГи остались без моторов.

Но в стране имелись в большом количестве невостребованные звездообразные двигатели воздушного охлаждения конструкции А.Д.Швецова - АМ-82, а также производственные мощности для его производства. Данный мотор считался «бомбардировочным», так как самолёты, оснащённые ими имели большое лобовое сопротивление и конструкторы истребителей предпочитали им менее мощные моторы жидкостного охлаждения. Лавочкин же увидел в АМ-82 возможность не только модернизировать свой самолёт, но и создать новый.

Свой новый истребитель он проектировал в тесном сотрудничестве с конструктором двигателя.

Одной из главных проблем, связанных с заменой рядного двигателя на звездообразный, стало сохранение центровки самолёта, а так же перегрев двигателя и высокая температура в кабине пилота - проблема, которую долго не могли решить.

Конструкцию планера ЛаГГ, из-за сжатых сроков, решено было не менять. Крыло так же осталось без изменений- деревянное, с фанерной обшивкой, тремя топливными баками и металлическими элеронами, обтянутыми полотном. Металл в фюзеляже использовался только в районе установки двигателя.

Прототип был собран в короткие сроки - уже в конце 1941 года, но первый вылет совершил только в марте 1942 года. Первые испытательные полёты выявили огромный потенциал самолёта, прежде всего, лётчикам понравились скоростные и манёвренные качества нового истребителя. Мнения лётчиков-испытателей разделились - некоторые отдавали предпочтение самолёту Як-7 в варианте с АМ-82. Известный лётчик И.Е.Фёдоров облетал оба самолёта, после чего высказался в пользу истребителя Лавочкина. Решающими оказались полёты на первом опытном Ла-5 лётчика-испытателя А.И.Никашина, который доложил И.В.Сталину, что истребитель Лавочкина потенциально превосходит любой советский истребитель.

В апреле1942 года начались государственные испытания, а в июле поступила директива, предписывающая в кротчайший срок развернуть массовое производство этого самолёта, получившего обозначение Ла-5, причём имевшийся задел планеров ЛаГГ-3 переделать в Ла-5.
Первые серийные Ла-5, из-за некачественного изготовления, по своим лётным характеристикам уступали прототипу, но вскоре все технологические трудности удалось преодолеть. В результате ВВС получили истребитель, не уступавший немецким Me Bf 109G и Fw 190.

Ла-5ФН и Ла-7

В конце марта 1943 года Швецов предложил модернизированный двигатель АШ-82ФН, форсированный с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Такой двигатель обеспечивал маневрирование самолёта с отрицательными нагрузками. Новый мотор немедленно установили на самолёт, который получил обозначение Ла-5ФН. Появление этого самолёта сыграло огромную роль в Курской битве.

Следующий истребитель Лавочкина, конструктивно продолжал линию Ла-5, но всё-таки стал во многом совершенно новым самолётом. В его конструкции достаточно широко были использованы сплавы на основе алюминия, но главное, что он был гораздо совершеннее Ла-5 с точки зрения аэродинамики. Имея тот же двигатель, но более мощное вооружение, истребитель обладал большей максимальной скоростью.
Прототип, имеющий обозначение Ла-120, поднялся в воздух в ноябре 1943 года, а уже на фронте эти машины, под обозначением Ла-7, появились в начале весны 1944 года. В первую очередь на них перевооружались гвардейские авиационные полки, в том числе знаменитый «Полк асов» - 176-й гвардейский Проскуровский полк, в котором завершил войну лучший советский ас трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб, одержавший все свои победы на самолётах Лавочкина.

Совершенствование Ла-5ФН

Учёные ЦАГИ провели детальное изучение самолёта Ла-5ФН, с целью определения путей снижения его лобового сопротивления, после чего выдали свои следующие рекомендации: «Ввести полностью закрываемые створками ниши основных опор шасси, внедрить убираемую хвостовую опору шасси, перенести маслорадиатор ближе к хвостовой части, изменить местоположение воздухозаборника нагнетателя двигателя, устранить втулку автостартера в коке воздушного винта, внедрить новый капот мотора, улучшить пролегание лючков и съёмных панелей крыла и фюзеляжа». Благодаря этим рекомендациям самолёт приобрел улучшенные аэродинамические формы и улучшились его скоростные и пилотажные характеристики.

Линия развития Ла-7

На основе базовой модели было разработано несколько модификаций Ла-76 двухместный учебно-тренировочный истребитель Ла-7УТИ; высотный истребитель с турбокомпрессором Ла-7ТК; Ла-7АШ-71, оснащенный двигателем АШ-71 мощностью 2000 л.с.; Ла-7АШ-83 с двигателем АШ-83 мощностью 1900 л.с.; высотный перехватчик Ла-7Р с ракетным ускорителем; Ла-126 с крылом ламинарного профиля и металлической обшивкой. Были так же построены два экспериментальных самолёта с двумя, расположенными под крылом, прямоточными воздушно-реактивными двигателями - Ла-7ПуВРД и Ла-7Д-10. В общей сложности было построено 5753 самолёта Ла-7, а за годы войны промышленность дала фронту 22201 истребитель конструкции Лавочкина.

Вернуться

Всего комментариев: 0

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Вход на сайт

  • Логин:
  • Пароль:


  Популярные статьи


  Перевод сайта


Опрос

Оцените работу движка

  Экскурсии в ЧЗО

Поездки в ЧЗОБезопасные экскурсии в Чернобыльскую зону отчуждения с интересной и увлекательной программой из Гомеля. Испытай неповторимые впечатления вместе с Припять тур.

Подробнее об экскурсии в ЧЗО

  Друья сайта
Тут может находится ваша ссылка


Популярные тэги

Использование материалов с этого сайта разрешается с активной ссылкой на источник и указанием автора Мобильная версияРасширенный поискПоиск Google